Войти на сайт

Добро пожаловать на наш сайт!



Про учебу

Вам нравиться учиться?
 



Учебный план на 2013-2014 год

Обсужден и рекомендован

к утверждению

Педагогическим советом

МБОУ Жирновская СОШ

Протокол № 13 от   24.06.2013г.

Рассмотрен Управляющим советом

МБОУ Жирновская СОШ

Протокол №  4 от   25.06.2013г.

Председатель Управляющего совета

 

__________Варламова Н.В.

Утверждаю.

Приказ №  253  от  06.08. 2013г.

 

Директор школы

 

М.П       ____________С.Я.Шкодин

Пояснительная    записка.


 

Учебный план  МБОУ Жирновская  СОШ   разработан на основе     следующих нормативно-правовых документов:

Федеральные законы:

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

 

Федеральные концепции:

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18.02.2002 № 2783;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Федеральные программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС  (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки  России по вопросам организации введения ФГО, 2011 год).

 

Федеральные постановления:

- постановление правительства от 19.03.2001 № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

- постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1996  № 1058, от 20.07.2007 № 459. Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

Федеральные приказы:

- приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004  №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012  № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».

Федеральные распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Федеральные письма:

- письмо Минобразования России  от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании  и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

-  письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

-  письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

 

Учебный план школы способствует решению задач программы развития школы, образовательной программы:

  • обеспечение непрерывности УВП на трех ступенях обучения;
    • созданий условий для реализации требований, предъявляемых к    обязательным минимумам по всем предметам федерального компонента;
  • реализация федерального компонента и школьного компонента;
    • обеспечение гарантий и прав каждого ребенка на получение образования;
  • реализации концепции модернизации образования.

При реализации учебного плана школа учитывает следующие  педагогические  задачи:

-    повышение качества знаний по предметам;

-    поддержка и развитие интереса к учению и формирование  любознательности ;

-   достижения всеми выпускниками необходимого уровня подготовки к сдаче  ЕГЭ;

-   предпрофильная  подготовка учащихся;

-       организация  практической  деятельности  на уроках..

В инвариантной части учебного плана полностью реализуется Федеральный компонент, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ.

В вариативной части учебного плана реализуются занятия по выбору образовательного учреждения и занятия по выбору учащихся.

Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы –  35  учебных недель.

В 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по  45 минут каждый. Продолжительность урока   для II-IV классов – 45 минут.

Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования:5 класс по ФГОС;6-9 кл. по БУП 2004г.

Продолжительность урока – 45 минут. Продолжительность учебного года для 5-8кл. 35 учебных недель, для 9кл. 34 уч.недели.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2-9 классы), «Технологии» (5-8 классы)  осуществляется деление классов на  две группы при наполняемости 25 и более человек.

Учебный план для X – XI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования по БУП 2004г. Продолжительность учебного года для 10 кл.35 учебных недель, для 11 кл. 34 уч. недели. Продолжительность урока  45 минут.

Режим работы:      начало занятий 8.30;

1-9 классы  пятидневная учебная неделя;

10-11классы шестидневная учебная неделя.

Первая ступень.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей и задач современного начального образования:

-   формирование гражданской идентичности обучающихся;

- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

-   готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

-  личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС.

В  2013-2014учебном году учебные программы в 1-4 классах реализуются  по :

1-а,б класс : программа «Школа России»

2-а,б класс : программа «Школа России»

3-а класс:   программа «Школа России»

3-б класс:  программа «Школа России»

4-а класс: программа Занкова Л.В.

4-б класс: программа Занкова Л.В.

В инвариантной части учебного плана первой ступени обучения / 1а,б;2а,б;3а,б,4аб кл./ в соответствии с ФГОС и БОП-2013г.  полностью реализуются федеральный компонент, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ.

Предусмотрено в учебном плане школы   преподавание  иностранного языка (английский) со 2 класса (2ч. в неделю).

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности:   «История Дона»-7ч.; «История Тацинского района»-3ч.  , а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Изучение курса краеведения /История Тацинского района/ в школе реализуется в2,3,4 кл.-в качестве модуля /предмет :Окружающий мир ,литературное чтение/-по 3ч.

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучаются в III-VI классах в качестве учебного модуля  в предмете «Технология».

На уроках литературного чтения реализуются региональный компонент  «Писатели Дона-детям»: 1кл.-4часа,2,3,4 кл.- по 10 часов.

На основании письма письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» в Учебный план включен предмет ОРКСЭ /Модуль «Основы православной культуры»/ в 4х классах по 1часу.

Региональный компонент ОБЖ (34ч) на первой ступени обучения реализован модульно в часах предметов «Технология» (18ч), «Физическая культура» (6ч), «Окруж. мир» (10ч).

Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю),использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

На преподавание учебного  предмета «Физическая культура» в 1-4 классах отведено  по 3 часа.

На основании реализации ФГОС школа реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные  программы по направлениям (приложение №1 «План-график внеурочной деятельности..»)в 1-а,б,2-аб,3а,б;4а,б классах.

Вторая ступень.

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

На ступени основного общего образования ОУ при разработке компонентов учебного плана особое внимание  уделено  полноценному представлению всех основных образовательных областей, согласно ФГОС для 5 классов(пилотное введение ФГОС с 01.09.2013г.) и БУП 2004г.для 6-9 классов.

На преподавание учебного  предмета «Физическая культура» в 5-9 классах отведено три часа.

Два учебных предмета: «Алгебра» и «Геометрия» в соответствии с   стандартом основного общего образования и примерными образовательными программами изучаются в 7-9-х классах.

В 6 классе по решению ОУ изучается предмет «География»-1час, предмет «Биология» -1час.

В учебный предмет «География» в качестве модуля (10часов) входят часы предмета  «География Ростовской области».

В вариативной части учебного плана реализуются занятия по выбору образовательного учреждения  :

-5кл.: предметы «Основы религиозных культур и светской этики»-1 час;

- 6кл.:  «Пропедевтический курс физики»-1час;

-6,7кл.: «Пропедевтический курс информатики»1час.

С целью создания условий для реализации общеобразовательных программ по предметам федерального компонента и требований, предъявляемым к образовательным минимумам , федеральный компонент усилен из вариативной части  за счет часов школьного компонента  по следующим предметам:

-            7кл. математика     1ч;

-            8кл. русский язык  1ч.;

-             9кл. русский язык  1ч.;

-             9кл. физика             1ч.;

Вариативная часть(компонент ОУ) учебного плана 5-9кл.:

  • изучение ОБЖ в  6,7,9 классах предусматривает модуль в основных предметах:

5кл.,      6 кл.  7кл.              9кл.

Биология -  2ч           2ч.        2ч.               2ч.

Физика    -                   -          2ч.              2ч.

Физ-ра     -  4ч.            4ч.       4ч.              5ч.

География-                  4ч.       4ч.               4ч.

Технология-11ч.          7ч.       6ч.

Химия-                                                      4ч.

-----------------------------------------------------------

17ч.          17ч.       17ч.          17ч.

В    8аб  классах курс ОБЖ(1час) ведется как самостоятельный предмет   учебного плана.

Изучение курса краеведения /История Тацинского района/ в 5,6,кл  реализуется модульно-  по 4ч.   в предмете  «История» -5,6кл.

Предпрофильная  подготовка  учащихся  осуществляется в   8,9-х  классах ведением предпрофильных курсов:

  • 8кл. «Физика и техника»  - 1 ч.;
  • 9аб  кл.«Основы самоопределения»  - по 0,5ч.;
  • 9аб  кл.«Человек и профессия»         - по 0,5ч.

Общая недельная нагрузка учащихся 1-9 классов соответствует максимальному объему учебной нагрузки при пятидневной неделе.

 

Третья ступень.

Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, в основе которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с их личными интересами, особенностями и способностями.

На старшей ступени обучения школа в 2013-2014 учебном году работает по универсальному учебному плану, в соответствии с БУП-2004г. и рекомендациями   примерного учебного  плана Ростовской области на 2013-2014уч.год.

В структуре учебного плана   выделены федеральный инвариант-22часа,   вариатив-8 часов, выбор образовательного учреждения (обязательный) -3 часа, выбор образовательного учреждения (выбор учащихся-факультативы )-4 часа.

Каждая образовательная область учебного плана представлена соответствующими данной области учебными предметами.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами  учебного плана являются «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «ОБЖ», а также интегрированный  учебный   предмет «Обществознание (включая экономику и право)»

Обязательными вариативными учебными предметами   являются:  «география», «физика», «химия», «биология»,«информатика и ИКТ», «искусство (МХК)».

Из-за отсутствия  подготовленных кадров по «Естествознанию», три часа «Естествознание» -  вариативная часть- добавляются к  базовым предметам: физика, химия,   биологии, следовательно ведутся предметы «физика» - 3часа , «химия» - 2 часа, «биология» - 2часа.

Изучение географии осуществляется на 3 ступ. обучения. в 10, 11 классах по 1 часу.

Вариативная   часть учебного  плана (по выбору ОУ-3ч.) используется на усиление  учебных предметов(с целью подготовки к ЕГЭ) следующим образом:

-русский язык :     10,11 кл.    –по1ч.;

-алгебра:               10,11 кл.    – по1ч.;

-информатика 10,11 кл.  –по 1 ч.

Реализуя обучение по индивидуальным учебным планам  в 10-11  классах  введены  курсы по выбору учащихся за счет часов факультативов ( индивидуально-групповых занятий) :

-в 10-м классе:

 

v  «Решение рациональных показательных , логарифмических   уравнений и неравенств» -1 час;

v   «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»                    -1час;

v  « Методы решения задач по физике»                                     -1час;

v  Занятия по выбору учащихся в РУПК (по специальности)       -1час .

 

-в 11-м классе:

v  «Избранные вопросы    тригонометрии»                                -1 час;

v   «Обучение написанию сочинения-рассуждения»                  -1 час;

v  « Избранные вопросы истории и права»                                - 1час;

v   Занятия по выбору учащихся в РУПК                                     -1 час .

 

 

Общая недельная нагрузка учащихся 10-11 классов  соответствует максимальному объему учебной нагрузки при шестидневной недельной нагрузки – 37 ч.

Учебный план школы полностью реализован за счет  федерального инварианта,   вариатива,   выбора образовательного учреждения (обязательный), выбора образовательного учреждения (выбор учащихся (индивидуально-групповые занятия), предлагаемых школой).